Салон продаж: 8 (495) 774-06-60

Главная » Все о катерах и лодках » Изготовление катера

Изготовление катера

У человека, далекого от судостроения может вызвать недоумение довольно высокая цена моторных лодок и катеров. В самом деле: катер – это всего лишь судно определенной формы, часто имеющая довольно скромное оснащение. Однако в изготовлении корпуса современного катера есть множество тонкостей, оказывающих существенное влияние на ходовые качества судна.

Современные катера в большинстве своем предназначены для движения в режиме глиссирования (скольжения по воде). Это накладывает определенные требования на геометрию корпуса и часто требует от него высокой прочности. Чаще всего катера изготавливают из стеклопластика или алюминия и его сплавов.

Обычно глиссирующие обводы корпуса легко разворачиваются на плоскость, что дает возможность изготовить его из листовых материалов. Однако изготовление катера требует очень точного соблюдения геометрии корпуса, поскольку даже незначительные, на первый взгляд, отклонения от теоретических обводов могут привести к ухудшению ходовых качеств.

Алюминиевые или АМГ листы крепятся к силовому набору корпуса клёпкой или аргоновой сваркой. Стыки листов являются потенциально слабым местом и требуют особого внимания. При глиссировании, даже при небольшом волнении, корпус испытывает большие ударные нагрузки, способные ослабить крепления и привести к течи или ослаблению набора.

Для усиления корпуса и увеличения жесткости днища могут применяться различные варианты многослойной обшивки. Один из таких вариантов – технология усиления 2XB Hull. По этой технологии днище выполняется из двух листов с заполнением пространства между ними жестким пенополиуретаном. Такой «сэндвич» обладает большей жесткостью, чем просто лист двойной толщины. Кроме того, наполнитель из ППУ придает катеру положительную плавучесть при полном затоплении кокпита или каюты.

Формование корпуса из стеклопластика позволяет точно воспроизвести обводы любой сложности. При этой технологии изготовление катера напоминает папье-маше. На поверхность мастер-модели (болвана) последовательно укладывается несколько слоев стеклоткани, пропитанной полиэфирной или эпоксидной смолой. Каждый слой требует тщательной опрессовки и выдержки перед укладкой следующего слоя. Большое количество ручного труда, вредные условия, время, необходимое для выполнения требований технологии, делают изготовление катера таким способом нелегким делом. Интересно, что болван для формовки примерно вчетверо дороже готового корпуса.